Совсем недавно ряд крупных российских СМИ опубликовал известие о том, что Индия готова покупать в России 40 млн тонн коксующегося угля и антрацита в год, то есть в 40 раз больше. Новость встревожила тех, кто страдает от последствий угледобычи и транспортировки в Кузбассе, Хакасии и на Дальнем Востоке и воодушевила сторонников планов миллиардеров из списка Forbes, проживающих как можно дальше от угольных портов и разрезов. На сколько реалистичны подобные планы? Давайте разберемся.
Одна из главных причин тревоги заключается в том, что объемы потребления коксующегося угля и антрацита в меньшей степени зависят от перехода электрогенерации на ВИЭ (возобновляемые источники энергии) европейских и азиатских угольных импортеров. Например, в Индии сейчас стоимость выработки электроэнергии за счет солнца обходится дешевле, чем за счет индийского угля на целых 30% и на 50%, если энергетический уголь импортный. Сами же угольные электростанции испытывают финансовые трудности и попадают в списки «мертвых» активов (см отчеты IEEFA за июнь 2020). Однако, в случае с коксующимся углем и антрацитом для металлургии речь о производстве электроэнергии не идет, поскольку они нужны для довольно сложного физико-химического процесса, который начинают принципиально менять на практике только в некоторых передовых странах ( см. компания SSAB и др), в число которых Индия не входит.
Из вышесказанного следует, что, теоретически, угроза вполне реальна, а значит негативная нагрузка . И не только для тех, кто много лет живет рядом с предприятиями по добыче угля в Кузбассе, Новосибирской области и Якутии, но и в недалеком будущем обернется настоящей экологической катастрофой для жителей Таманского полуострова: перевалка даже 10 млн тонн в год на отдельно взятом объекте по перегрузке угля в/из вагонов в 100% случаев приводит к чрезвычайно сильному загрязнению угольной пылью, а применяемые технические средства пылеподавления не способны радикально снизить негативное воздействие. Примеров тому достаточно много: углепогрузочная станция в селе Бородино (Мысковский городской округ, Кемеровская область. 10 млн тонн угля в год), город-порт Находка и поселок Врангель (Приморский край, в сумме более 10 млн тонн угля в год), город-порт Посьет (Хасанский район, Приморский край, около 10 млн тонн угля в год). Во всех случаях экологические и экономические последствия для жителей были и остаются ужасающими на многие годы: угольная пыль проникает в жилые помещения и покрывает большие площади на многие километры, а местные жители становятся экономически зависимыми от немыслимо грязного для 21 века промышленного объекта.
Однако, есть и одно большое «но»: источником информации о намерениях Индии в 40 раз поднять импорт коксующегося угля и антрацита во всех писавших об этом СМИ указано издание «КоммерсантЪ» (см. публикация от 24.08 2020 «Хинди руси угль-угль»). Сам же «КоммерсантЪ» в своей статье ссылается на заявление заместителя министра энергетики Анатолия Яновского, не подкрепленное ссылками на заявления индийской стороны. Минэнерго, где служит господин Яновский, много лет упорно игнорирует все мировые тренды по снижению потребления угля. Об этом свидетельствует Программа развития угольной промышленности до 2035 года, недавно подписанная главой правительства Михаилом Мишустиным, где говорится не только о сохранении объемов добычи и экспорта угля, но и об их росте без учета реальности.
А что говорят в самой Индии по этому поводу? Действительно, индийское издание The Economic Times сообщает, что еще осенью 2019 велись переговоры об импорте металлургического угля между российским правительством и индийским Министром нефти, природного газа и стали с целью уменьшить зависимость Индии от поставщиков металлургического угля из других стран. В феврале и мае 2020 говорилось о возможности подписания некоего «меморандума» о взаимопонимании по металлургическому углю рамках сотрудничества по вопросу поставок сырой нефти и СПГ с Дальнего Востока России и угля из Монголии. Но 2020 год обернулся кризисом для металлургической угольной промышленности не только Индии, но и всего мира. В результате, Индия снижает свои прогнозы по добыче угля на 50 млн тонн к марту 2021 года, а к 2023-24 годам планирует вовсе отказаться от угольного импорта или значительно его сократить в ближайшие годы, одновременно призывая использовать местный уголь на электростанциях. Наблюдается снижение спроса на металл в Индии, из-за чего местные производители призывают индийских потребителей отказаться от импортного металла и провозглашают отказ от импортного сырья, в том числе коксующегося угля. У очень крупной сталелитейной компании Tata Steel большие финансовые проблемы:она терпит убытки. Поставки коксующегося угля снизились еще осенью 2019, то есть до пандемии и последовавшего за ним кризиса. В конце августа 2020 цены на коксующийся уголь снизились со 163 до 106 долларов за тонну.
Летом этого года на некоторых угледобывающих предприятиях Индии прошли забастовки рабочих из-за проблем с выплатой зарплаты тысячам рабочих, в том числе на предприятиях, добывающих коксующийся уголь крупнейшей государственной компании Coal India Ltd. Главный поставщик коксующегося угля в Индию — Австралия.
Возникает вопрос: на чем же основано предположение заместителя министра энергетики Анатолия Яновского о росте экспорта коксующегося угля и антрацита в Индию? 40 млн тонн — это почти весь объем импортируемого в Индию металлургического угля из других стран. Последние новости о «меморандуме» относятся к зиме и весне 2020 года, то есть до заявлений о грядущем снижении зависимости от импорта угля для индийских сталелитейных компаний. Никаких сведений, подтверждающих «меморандум», не публиковалось в аналитических агентствах ни в конце лета, ни в сентябре. Нигде, кроме российских СМИ. Скорее всего дело в том, что в правительстве России есть сторонники поддержки проекта ОТЭКО в Тамани за счет бюджета: речь идет о 10 миллиардах рублей в год для снижения стоимости перевалки экспортного угля из железнодорожных составов в суда с 14 долларов до 8 за тонну. Выгоду, предположительно, получат все: и ОАО РЖД (более 30 млрд руб), и владелец порта Мишель Литвак, и угольщики, но только если будет реализован объем экспорта в 40 млн тонн и более. Однако, сам порт за 183 миллиарда стал не интересен СУЭКу и «Кузбассразрезуглю», как сообщает «КоммерсантЪ». По этому в качестве «заинтересованных сторон» теперь выступают производители коксующегося угля и антрацита «КОЛМАР» и «СИБАНТРАЦИТ». Поскольку рынки энергетических углей стремительно сворачиваются, для обоснования бюджетных вливаний появились производители металлургических углей и воображаемый рост спроса в Индии. Но никаких гарантий реализации объемов нет, о чем свидетельствуют заявления правительства и металлургических компаний Индии, упомянутые выше. Вероятно, мы имеем дело с большим интересом Мишеля Литвака, владельца терминала ОТЭКО в Тамани, и его сторонников в Минэнерго в как можно более скором получении субсидий из бюджета РФ без каких-либо даже среднесрочных перспектив.
В таких обстоятельствах в 2000-е годы Россия превратилась в крупнейшего мирового экспортера, поднявшись с 5-го на 3-е место в мире. Она сделала это весьма быстро, нарастив экспортные поставки в 5 раз — с 41,5 до 199,5 млн т (плюс еще 10,8 млн т бурого угля из 86 млн т всей мировой торговли). Это стало результатом большой работы: огромных вложений в обновление старых и строительство новых предприятий, расширения и строительства портовых мощностей, развития углеобогащения, железнодорожной инфраструктуры, капитального обновления самой добычи. Если говорить о распределении экспортных потоков российского угля, то по итогам прошлого года по трети всех поставок пришлось на трех лидеров в АТР и пять в Европе. Южная Корея, Япония и Китай в 2018 году импортировали в сумме 65 млн т угля из России. На рынке Европы 65 млн т закупили Германия, Украина, Польша, Нидерланды и Турция. А вот значение Индии для российского экспорта угля пока не столь велико (4,3 млн т).
Российский углепром сегодня устремлен к самым высоким производственным показателям — к 2035 году добыча угля должна вырасти с 550 до 670 млн т в год. Основным драйвером прироста должно стать увеличение экспорта. И это задача не только и не столько угольной промышленности (ее представители отмечают готовность быстро нарастить добычу), сколько сопутствующей инфраструктуры. Уголь в России добывают далеко от рынков его потребления: около 60% от общего объема — в Кузнецком бассейне в центре страны. После этого его нужно доставить в морские порты, погрузить в суда и только тогда доставить в страны-партнеры. Россия экспортирует уголь более чем в 50 стран мира, в 26 государств из них объемы поставок превышают 1 млн т в год. В то же время определяющими спрос партнерами из этого числа выступают всего восемь стран, из них три расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Если добавить сюда Индию как крупнейшего мирового импортера угля, поставки в которую могут идти через дальневосточные порты России, а также тот факт, что европейский угольный рынок сокращается, то становится очевидно, что вектор развития российского углепрома на многие годы будет устремлен на восток.