Жители поселка Тайжина добились приостановки работ на угольном разрезе «Чернокалтанский», принадлежащего АО «Сибирская Углепромышленная Компания». Об этом сегодня сообщает ТАСС. Рассказ о подробностях акции и глубинных причинах конфликта.
Спонтанная акция протеста местных жителей 13 июня по перекрытию автомобильной дороги и остановке до глубокой ночи всех 30-40 тонных самосвалов с углем разреза «Чернокалтанский» вызвана крайним возмущением и отчаянием: люди устали терпеть пыль и грохот в ночное время, вылетающие куски угля из кузовов, разрушение дорожного полотна и реальную опасность для пешеходов из-за высокой скорости движения большегрузов. В случае же ДТП, по словам жителей, владелец углевозов обычно вел себя до крайности цинично и к людям относился с нескрываемым презрением, а сотрудники ГИБДД не находили показания владельцев пострадавших автомобилей обоснованными и достоверными. В марте этого года по ситуации в Тайжине проводилась встреча с жителями, где им было обещано прекращение движения углевозов уже к концу марта (см. видео выше). Однако, этого не случилось.
Замгубернатора Кемеровской области по промышленности и экологии Андрей Панов также признал в своем инстаграме, что ответственность лежит на угольщиках. Чиновник не осуждает протестующих, что случается редко: обычно региональные власти игнорируют протесты юга Кузбасса, наиболее пострадавшего от угледобычи, либо обвиняют в нарушениях самих жителей, инициируя репрессии.
Несомненно, учитывая реальный риск тяжелых последствий для участников акции и членов их семей в виде репрессий, обысков, многомиллионных штрафов, а так же большую зависимость от угольных предприятий, тайжинцы приняли крайние меры, когда все иные методы исчерпаны или неэффективны. Что касается поведения прибывших на место событий многочисленных сотрудников полиции, то их реакция демонстрировала полнейшую недееспособность: буквально каждый шаг обсуждался по телефону с руководством (см. видео в начале).
Полиция в Тайжине 13 июня совсем не похожа на ту, что августе 2019 г. под лай служебных овчарок уверенно громила жилища трех активистов в поселке Апанас и деревне Алексеевка Новокузнецкого района. Изымала небогатую электронику, оставив десяток окрестных сёл на весь день без фельдшера, топтала ногами личные вещи в домах скованных наручниками Владимира Горенкова, Николая Метальникова и Сергея Шереметьева. Пожелала даже заглянуть внутрь ульев с пчелами в поисках чего-нибудь имевшего отношение к уголовному делу: активисты проходили свидетелями по делу о поджоге трактора на территории ныне лишенного лицензии разреза ООО «Сибуголь». Что характерно, как следует из постановления об обыске (есть в распоряжении Stopcoal), достаточным основанием для его проведения было бездоказательное предположение директора этого разреза, что Горенков, Шереметьев и Метальников могут быть неким образом причастным. Но то была личная месть: в 2017 г. активисты первыми заметили строительство разреза без каких-либо на то разрешений и вместе жителями остановили варварское уничтожение нетронутой тайги.
Первопричина конфликта между жителями Тайжина и угольщиками очень проста: владелец разреза не желает тратиться на достройку собственной тридцатикилометровой технологической дороги к железнодорожной станции в обход поселка. Такая дорога многократно дешевле асфальтированной, но еще выгоднее ее не строить совсем, а возить уголь по дорогам общего пользования, переложив сопутствующий ущерб и риски ДТП на местных жителей. Выглядит маловероятным, что такие перевозки проходили без ведома полиции. Например, ровно месяц назад начальника ГИБДД Новокузнецкого района осудили за получение взяток в особо крупном размере за предоставление предпринимателям права незаконно перевозить уголь в большегрузных самосвалах по дорогам общего пользования. Массовая перевозка начиналась обычно около 2 часов ночи и заканчивалась около 7 утра, чему были свидетелями тысячи жителей окрестностей Новокузнецка. Другой пример: ранним утром 17 июня этого года активисты из лагеря протеста возле поселка Черемза Новокузнецкого района стали свидетелями проезда сразу шести огромных карьерных самосвалов по полям и автодороге Междуреченск — Кемерово (см. фото). Сопровождение автомобилем ГИБДД отсутствовало, вопреки правилам, а автомобили прикрытия с желтыми маячками следовали на значительном удалении от колонны (пункт 4.4 и 4.5 Инструкции по перевозке тяжеловесных грузов.), что, учитывая «мертвую зону» самосвала более 10 метров, могло привести к серьезным последствиям, как это уже случалось в Кузбассе.
Глубокой ночью 13 июня протестная акция в Тайжине закончилась тем, что углевозы разреза «Чернокалтанский» вернулись с углем обратно, а жителям была официально обещана встреча с главой г. Осинники Игорем Романовым (поселок входит в Осинниковский городской округ). 15 июня эта встреча состоялась, где Романов заявил, что перевозок угля через поселок не будет осуществляться в течение месяца. Это означает, что жители добились успеха, пусть и на ограниченный срок.
Весьма характерно, что сам угольный разрез «Чернокалтанский» смог протянуть без нарушения закона меньше недели: спустя 5 дней после заявления Романова предприятие остановилось. Это в очередной раз доказывает, что многие угольные предприятия в Кузбассе способны функционировать исключительно за счет нарушения законов РФ. В данном случае разрез добывал уголь не имея законного способа его перевозки, что не смутило надзорные органы.
Существуют и другие примеры: в Кузбассе не менее 50 больших и малых населенных пунктов, где не выполняются требования по минимальному расстоянию от домов до края угольного разреза или отвала. В случае принудительного соблюдения норм в одном только Киселёвске остановится не менее 5 угольных разрезов. В случае проведения независимого мониторинга состояния окружающей среды, с большой долей вероятности будут остановлены все 9 разрезов, работающих в черте города.
Кстати, протест против перевозок по дорогам в Тайжине не первый: 3 года назад, 29 марта 2017 года, акция по перекрытию дороги прошла в городе Полысаево. Горожане были так же возмущены перевозками угля и решились на акцию прямого действия, несмотря на то, что большинство жителей или членов их семей работает на угольных шахтах моногорода . По этой причине будет справедливым утверждение, что таких населенных пунктов, как Тайжина и Полысаево, испытывающих негативное воздействие от углевозов, в Кузбассе очень много.
Хороший пример! И не только в Кузбассе. У нас в хуторе Дубовом Ростовской области собираются строить дорогу к шахте с использованием участка дороги общего пользования — прямо мимо домов и огородов. Очень хочется, чтобы этот проект закрылся до начала работ