Со времен Второй мировой войны

Международноге энергетического агентства (МЭА) зафиксировало крупнейшее падение потребления угля в мире за последние 70 лет из-за эпидемии COVID-19. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) напротив, нарастили производство энергии.

Мировой спрос на уголь 1971 — 2020 (МЭА)

Согласно отчету, первое полугодие 2020 в отношении аналогичного периода предыдущего года закончилось историческим падением мирового спроса на уголь: на 8% в среднем. Самое большое падение, рекордные 20%, зафиксировано в Евросоюзе. Важно отметить, что падение спроса на энергию в мире в среднем составило 3,8%.

«Это исторический шок для всего энергетического мира!»

Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА

Наибольшее влияние оказал Китай с его угольной энергетикой. Страна, первой пострадавшая от эпидемии коронавируса, снизила потребление угля на 8%, а добычу на 9%.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), напротив, чувствуют себя значительно лучше традиционных источников: в первом полугодии 2020 года ВИЭ во всем мире выработали на 1.5% энергии больше, чем за аналогичный период 2019 г. В целом, доля ВИЭ в производстве электроэнергии в мире почти достигла 28%, что постепенно приближает зеленую энергетику к средней доле угля в мировом производстве электроэнергии.

В Индии 12 крупных угольных электростанций, в том числе Mundra Power Plant корпорации Tata Power в штате Гуджарат, для которой предполагалась разработка угольного месторождения Крутогоровское на Камчатке, испытывают серьезные финансовые проблемы и названы «сомнительными активами». По данным Института энергетической экономики и финансовой аналитики (IEEFA, США), производство электроэнергии на индийский угольных электростанциях дороже, чем на ВИЭ на 30% при сжигании добытого в Индии угля и на 50% — привозного. За последние годы Индия, один из ключевых потребителей угля из Кузбасса в будущем (во всяком случае, по заявлениям чиновников и угольщиков на различных тематических мероприятиях), отказалась от строительства целого ряда угольных электростанций суммарной мощностью 600 ГВт, в том числе 46 ГВт в 2019 году. Для сравнения: суммарная мощность всех электростанций промышленно развитого Кузбасса 5,5 ГВт, что почти в 9 раз меньше. Такое стало возможным благодаря политическим и финансовым решениям правительства Индии, что свидетельствует о серьезности намерений в отношении развития возобновляемых источников энергии и безжалостной позиции в отношении угольщиков и их станций.

МЭА допускает некоторую вероятность повышение потребления угля в будущем году, как это было после кризиса в 2009-2010 гг, делая, однако, прогноз по общемировому снижению потребления угля по итогам 2020 года на 8% . Однако, с тех пор многое изменилось: стоимость производства энергии за счет ВИЭ снизилось за последние 10 лет на 80%, действия правительств по выполнению Парижских соглашений 2015 года не способствуют росту угольной генерации, а 129 крупных финансовых учреждений (банков и страховых компаний) отказываются от финансирования угля или выводят активы из угольного бизнеса (дивестиции).

Так же, в своем прогнозе на 2020 год МЭА определяет снижение потребления угля в США (на 25%), Японии и Корее (5-10%), Евросоюзе на 20%.

Что касается заявлений российских чиновников, то министр энергетики Александр Новак в декабре 2019 г. заявлял, что спрос на уголь будет расти в 2020 году и далее. Однако, первый квартал уже демонстрирует снижение добычи угля в Кузбассе.

Со времен Второй мировой войны: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.