Противостоящие угольным компаниям жители Кемеровской области — Кузбасса защищают гарантированное конституцией право на благоприятную окружающую среду. В процессе мирной борьбы возникают различные ее формы, причем не только в виде бесчисленных обращений в контролирующие органы и проведения протестных акций, уже когда очевидные нарушения не пресекаются, но и достаточно редких и необычных. Например, шаманы из числа коренных малочисленных народов Кемеровской области (шорцев) проводят специальные обряды.
Видео одного из таких обрядов разместил на своем Ютюб-канале журналист и активист из г. Мыски Вячеслав Кречетов. Он рассказал, что видеозапись была прислана ему по электронной почте. Причем это уже третье видео за последние 3 года. Первый обряд был связан с противодействием работе угольного разреза «Кийзасский» (группа компаний «Сибантрацит» Дмитрия Босова (2019)), расположенного в тайге неподалеку от г. Мыски. Итог – значительное снижение активности на разрезе. Второй такой обряд был проведен в 2020 г. во время летнего лагеря протеста возле пос. Черемза (Мысковский городской округ), возникшего в результате несогласия жителей с планами угольной компании ООО «Разрез «Кузнецкий Южный» (учредители — АО «Пожарский и партнеры», ООО «Альфа») построить рядом с жилыми домами огромную углепогрузочную станцию — один из наиболее грязных объектов во всей технологической цепочке по добыче и экспорту угля. Итог — победа жителей и остановка строительства с вывозом стройматериалов и техники. Третий обряд, видео которого опубликовано в начале этой статьи, был направлен против планов угольной компании ООО «Сибэнергоуголь» (ООО «МЕЛТЭК») развивать добычу угля открытым способом на участке Бунгурский Южный-2 уже в Новокузнецком районе, неподалеку от пос. Апанас, сел Алексеевка и Ананьино, жители которых много лет противостоят, и небезуспешно, нескольким угольным компаниям, добывающим уголь открытым способом.
Все больше жителей Кемеровской области – Кузбасса перестают воспринимать работу угледобывающих компаний как безусловное благо, а уголь в недрах — богатством. Сегодня, спустя полтора десятка лет после приоритезации здесь угледобычи именно открытым способом, подавляющему большинству совершенно очевидно, что деятельность угольных компаний имеет мало что общего с развитием как таковым, олицетворяя разрушение в чистом виде. Горняцкий труд в угольном разрезе уже перестал быть благородным в массовом сознании, а сами разрезы рассматриваются исключительно как источник опасности для природы и здоровья граждан ради сказочного обогащения небольшой группы лиц.
в Кемеровской области — Кузбассе работает более полусотни угольных разрезов, производящих порядка трех миллиардов тонн отвалов породы ежегодно. На каждую добытую тонну угля приходится, в среднем, около 10 тонн пустой породы. Не менее 100 тысяч гектар земель, в том числе пастбищ и лесов, уже уничтожено угольными компаниями.
По итогам 2020 году бюджет Кемеровской области получил дефицит в размере около 62 млрд рублей в результате зависимости от угольного экспорта и падения спроса (см. нашу статью «Обеднение обогащения» от 1 марта) . Руководство региона продолжает считать угледобычу и экспорт угля приоритетной отраслью экономики.
С 2017 года в Кузбассе прошло более 50 протестных акций, направленных против действий угольных компаний. Многие жители получили административные штрафы, в отдельных случаях силовиками проводились карательные обыски.