«Президент подписал указ со страшным библейским номером», — пишет Владимир Сливяк, сопредседатель российской экологической группа «Экозащита!» и независимый наблюдатель на климатических переговорах ООН с 1995 года в статье, опубликованной VTimes.
В то время как весь мир следит за исходом американских выборов, где вероятный победитель Джо Байден пообещал возвращение США в Парижское соглашение о климате, власти России заявили о намерении массово наращивать выбросы парниковых газов. В указе президента №666 от 4 ноября говорится: «Обеспечить к 2030 г. сокращение выбросов парниковых газов до 70 процентов от уровня 1990 г.». Риторика о «снижении» не должна вводить в заблуждение. Согласно официальным данным, в настоящий момент Россия находится на уровне выбросов около 52% от уровня 1990 г. Таким образом то, что в указе названо «снижением до 70%», фактически – значительный рост.
Выбросы парниковых газов – причина все усиливающегося парникового эффекта, из-за него растет среднегодовая температура на планете. В России она растет быстрее, чем в остальном мире. Процесс изменения климата ускоряется из года в год, последствия чего мы наблюдаем в виде таяния вечной мерзлоты, на которой расположены трубопроводы и даже атомные объекты, в виде роста числа экстремальных погодных явлений, таких как долгая жара, ураганы, засухи и наводнения. Ущерб от разнообразных проявлений изменения климата в России уже составляет около 8,5% ВВП.
В попытке справиться с климатическим кризисом мировое сообщество, включая Россию, подписало Парижское соглашение о климате: оно должно привести к глобальному снижению выбросов. Цель – не допустить роста среднегодовой температуры на планете более чем на полтора градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой. К большому сожалению, вместо действий по ограничению выбросов Владимир Путин в указе №666 продекларировал противоположные намерения – значительное увеличение выбросов со стороны России в течение следующих 10 лет. Эти же намерения, по сути, подтверждены и в прочих государственных документах, относящихся к энергетической политике. Так, например, планируется увеличение добычи угля – наиболее грязного вида ископаемого топлива – до 50% от сегодняшнего уровня в течение 15 лет.
Указ №666, очевидно, написан в интересах индустрии ископаемого топлива и подтверждает, что изменений в энергетической политике в России не произошло. Пока мировое сообщество прикладывает усилия к сокращению выбросов и развитию альтернативной энергетики, Россия демонстрирует активный business-as-usual. Выглядит так, будто Россия присоединилась к Парижскому соглашению, чтобы его развалить.
Но есть и хорошая новость: даже при восстановлении экономического роста, на которое пока трудно рассчитывать, Россия не сможет добиться настолько радикального увеличения выбросов. Заявлен рост выбросов парниковых газов с 52 до 70% от уровня 1990 г., но трудно достичь даже половины такого роста за десятилетие.
При сохранении сегодняшних тенденций в мировой экономике и энергетике у России будут покупать все меньше ископаемого топлива, да и внутреннее потребление вряд ли значительно вырастет. Тем не менее даже сохранение сегодняшней добычи и сжигания ископаемого топлива – плохая новость для климата. Более того, она означает продолжение в России такой энергетической политики, которая напрямую вредит природе и здоровью людей. Отложенный эффект этой политики – все более заметное отставание как в технологическом, так и в экономическом плане от стран, которые принято называть мировыми лидерами.
Китай в этом году объявил о достижении углеродной нейтральности к 2060 г. Отговорки о сумасшедшем Западе, которому некуда девать деньги и поэтому он балуется с бесперспективной альтернативной энергетикой, снижая выбросы, уже не выглядят обоснованными. Сегодняшними решениями в области климатической и энергетической политики определяется место, которое Россия займет в экономических рейтингах к середине века. Указ №666 определяет наше ускоряющееся движение в направлении дна – если не сегодня, то уже в недалеком будущем.