Железная безответственность: судьба шахтеров теперь в руках РЖД

Заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, экологии и транспорту Андрей Панов заявил, что погашение долгов перед горняками шахты-банкрота «Заречная» теперь зависит от согласия ОАО «РЖД» вчетверо увеличить скидку на перевозку экспортируемого кузбасского угля. Ранее ФАС предложила компенсировать РЖД введение такой скидки за счет ожидаемого роста перевозок и тарифа в 2021 — 2024 гг.

Заместитель губернатора Кузбасса Андрей Панов на совещании по поводу шахты «Заречная». Фото из его инстаграм-канала.

О проблемах шахты «Заречная» мы писали ранее. Напомним, что задолженность по зарплате теперь уже за три месяца может быть погашена только в случае, если отыщется новый инвестор, который купит шахту, градообразующую для города Полысаево, где трудится более 2000 человек. В своем заявлении в инстаграм-канале господин Панов буквально перекладывает ответственность за последствия сложившейся ситуации с руководства Кемеровской области на ОАО «РЖД».

Схожую позицию занял Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области — Кузбасса, обвинив ОАО «РЖД» в срыве планов по увеличению пропускной способности восточного направления, также ставя в зависимость от нее нынешнее и будущее благосостояние простых шахтеров и смежников, в том числе шахты «Заречная»:

При этом каждая не вывезенная из Кузбасса тонна угля — это удар по шахтерам, которые честно делают свою работу.

Серегй Цивилев, 26 мая 2020 | Газета «Кузбасс».

На самом деле, власти Кузбасса несколько лукавят: финансовые проблемы у шахты начались около 6 лет назад, то есть существенно раньше кризиса в угольной отрасли. При этом ни в среднем стабильный на тот момент спрос в странах Евросоюза, ни эпоха «золотого дождя» высоких угольных цен не помогли вывести предприятие из тупика. Зато чиновниками из Кемерово были написаны различные стратегии экономического развития и планы развития угольной промышленности на 10 и 20 лет вперед без учета объективной реальности и прогнозов ведущих мировых аналитиков (например, прогнозы МЭА). А в мае этого года, когда цены на российский энергетический уголь, и без того оказавшийся мало кому нужным от падения цен в 2019 г., рухнули ещё на 12%, в том числе в Азии, руководство Кузбасса не придумало ничего лучше, кроме как переложить ответственность за вполне закономерный итог недальновидности в стратегическом планировании на РЖД. В случае же отказа от предоставления скидок несколько тысяч человек в Кузбассе потеряют работу, а не только шахтеры «Заречной».

Ради поиска инвестора, стоимость активов «Заречной» была снижена более, чем в 10(!) раз:

Отмечу, что имущественный комплекс шахты выставлялся на торги уже 7 раз, в ходе которых стоимость снизилась с 16,74 до 1,5 миллиардов рублей.

Андрей Панов, 29 мая 2020 | инстаграм-канал.

Однако, расчет на то, что для шахты найдется покупатель, выглядит довольно сомнительным, поскольку теперь не только российская угольная находится в глубоком кризисе, но и во всем мире зафиксировано крупнейшее падение потребления угля со времен Второй мировой войны. Не только в Европе, но и в Азии странами-импортерами российского угля инвестируются огромные средства в строительство ВИЭ, превышающие инвестиции в углепром и угольную энергетику. Все это делает добычу энергетического угля подземным (шахтным) способом на шахте-банкроте малоперспективной для инвестора.

Ранее подобные проблемы решались путем продажи предприятия с молотка за символическую сумму, либо убыточная проблемная шахта давалась «в нагрузку» к праву разрабатывать новое угольное месторождение открытым способом, то есть самым выгодным (и грязным). Однако, судя по всему, не раз отработанная ранее схема в данном случае дала сбой, что может свидетельствовать о сомнительной экономической выгоде для потенциального инвестора от добычи на условно новом угольном разрезе с затратами на поддержку или ликвидацию «Заречной».

Нет никаких сомнений в том, что экспорт из Кузбасса останется самым дорогим в мире. Он не имеет никаких экономических перспектив без серьезных вливаний из бюджета с еще большим, чем сейчас, ростом нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку угольные компании получат повод не выполнять требования экологического законодательства по причине недостатка финансов. При этом, учитывая планы стран-импортеров российского угля, бюджетные вливания могут помочь лишь на некоторое время.

Все предыдущие 20 лет, пока угледобыча в России и Кузбассе стремительно росла, угольным компаниям ежегодно передавались огромные площади сельскохозяйственных угодий и лесов под разрезы и отвалы пустой породы практически без контроля за соблюдением экологического законодательства.

Выбросы угольной пыли в с. Бородино, г. Мыски. Углепогрузочная станция разреза «Кийзасский» группы «Сибантрацит» (принадлежит «Аллтек») в эпоху сверхприбыльного экспорта.
Угольная пыль, летящая с терминала в Приморье.