Власти начали признавать преступления угольщиков.

Недавно на телеканале «Вести Кузбасс», являющемся до недавнего времени исключительно вестником достижений угольных компаний, вышел новостной сюжет, в котором губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев говорит о нарушениях со стороны перевозчиков угля и углепогрузочных предприятий.

Ранее мэр города Новокузнецка Сергей Кузнецов фиксировал на видео передвижение большегрузных самосвалов по городским дорогам общего пользования, а уже 14 марта на сайте Администрации Новокузнецка была опубликована новость, в которой говорится о том, что мэра не пустили на одно из углепогрузочных предприятий в городе.
https://www.admnkz.info/web/guest/news/one/-/asset_publisher/JE0WkfMvNUCn/content/id/2117698

Можно с уверенностью сказать, что такой внезапный, по историческим меркам, поворот в сторону признания властями региона проблем, создаваемых угольщиками в Кузбассе, связан с активностью граждан и распространением информации за пределами не только области, но и страны. Власти и официальные СМИ были вынуждены начать говорить о проблеме после появления ряда публикаций в зарубежных и федеральных СМИ об экологической катастрофе, устроенной угольными компаниями при полном отсутствии контроля со стороны региональных властей. Конечно, в первую очередь чиновники решили отвести фокус внимания с наиболее крупных виновников катастрофы на углепогрузочные станции, которые вносят большой вклад в загрязнение угольной пылью и приводят к преждевременной смерти большого числа жителей, чьи дома расположены рядом с этими станциями.  Пока еще нет места репортажам о вопиющих нарушениях и без того очень маленьких километровых санитарно-защитных зон вокруг угольных разрезах  в 54 населенных пунктах, городах, либо районах городов Кемеровской области, где проживает несколько сотен тысяч человек.

11 марта 2019 года «Российская Газета» рассказала о намерениях угольщиков создать в Кузбассе некий исполнительный комитет, консолидирующий усилия угольных компаний в противостоянии вызовам на внутреннем и международном рынках.  В статье приводится цитата заместителя минэнерго Анатолия Яновского, красноречиво свидетельствующая о серьезных проблемах в отрасли: «Значительное количество угольных предприятий — в зоне риска с точки зрения себестоимости, и они лишатся возможности работать, если затраты на железнодорожный транспорт увеличатся, а мировые цены на уголь упадут.» Этот тезис из года в год повторяют активисты и экологи, говоря о необходимости срочно решать проблему зависимости от экспорта угля целого монорегиона Кузбасс.