Проблемный уголь

На климатических переговорах ООН в Тайланде уголь прочно закрепляет за собой статус «нон грата». Антиугольную позицию демонстрируют представители  общественных организаций, ученые и официальные делегации.

Во время прошлого климатического саммита ООН в Бонне (COP23) 20 государств мира присоединились к альянсу Powering Past Coal. Исключить использование угля в электроэнергетике к 2030 году решили Дания, Италия, Финляндия, Франция, Португалия, Нидерланды, Великобритания, Люксембург, Австрия, Швейцария и Бельгия. Также отказаться от «черного ископаемого» решили Канада, Новая Зеландия, Эфиопия, Ангола, Мексика, Сальвадор, Фиджи и Маршалловы острова.

Во время проходящей в Бангкоке сессии переговоров ООН австралийские ученые представили доклад, в котором утверждается, что в 2030х к лагерю стран, отказавшихся от угля, присоединится Австралия. Специалисты из Австралийского и Мельбурнского университетов считают, что это произойдет под влиянием механизмов рыночной экономики и призывают подготовиться к изменениям («разумное управление рисками»). 

Это чрезвычайно смелое заявление, ведь Австралия — один из лидеров по добыче и ведущий экспортер угля в мире (36,6% мирового экспорта угля по данным на начало 2018). Кстати, именно к «разумному управлению рисками» призывают и российские экологи в регионах, зависимых от угля, пытаясь довести до властей простой тезис — снижение спроса на уголь в мире может оставить без работы значительное количество занятых в добывающем секторе. Если и дальше прятать голову в песок, на горизонте большие социальные трудности.

«Стареющие угольные станции и высокая конкурентоспособность возобновляемых источников энергии, очевидно, приведут к выводу угольной энергии из энергобаланса страны», — говорится в докладе ученых из Австралии.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются сейчас одним из главных потребителей угля, в том числе из России. Именно на юго-восточное направление экспорта возлагают надежды российские власти и угольная промышленность. «Хотя в западном направлении перспективы РФ представляются пока крайне ограниченными из-за планов стран ЕС по сокращению потребления угля, зато по восточному направлению в дальнейшем возможно удвоение объема экспорта», — писал Прайм-Тасс в конце августа по результатам визита Владимира Путина в Кузбасс.

Рост экспорта в Азию, впрочем, также под вопросом. Как следует из доклада, который подготовило Международное энергетическое агентство (МЭА), в Азии инвестиции в уголь падают, а интерес к возобновляемым источникам энергии растет. «Китай, крупнейший в мире энергетический инвестор, резко замедлил перекачку денег в уголь. Это может спровоцировать резкий спад уровня глобальных инвестиций в угольные электростанции», — утверждается в докладе МЭА.

АТР сегодня выглядит последним оплотом угольной промышленности и основным полем битвы против ископаемого топлива. «Несколько стран Юго-Восточной Азии входят в первую двадцатку стран с большим объемом угольной энергетики и у огромного количества людей возникают претензии к угольным электростанциям даже не столько из-за изменения климата, сколько из-за загрязнения», — говорит Муни из Гринпис Филиппин.

По оценкам экспертов, 20 тыс человек ежегодно умирают от респираторных заболеваний, связанных с угольной энергетикой в Юго-Восточной Азии. Эти цифры могут достигнуть 70 тыс в год к 2030, если в регионе будут построены запланированные на сегодня угольные электростанции.

Тем не менее, несмотря на зависимость Юго-Восточной Азии от угля, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в регионе уже видны признаки устойчивого роста возобновляемых источников энергии. Индонезия, второй по величине экспортер угля в мире, объявила в мае, что построит  самую большую в мире приливную электростанцию. Камбоджа построила первую солнечную электростанцию  мощностью 10 МВт и сократит выбросы на 5500 тонн в год. Тайланд еще в 2015 году принял амбициозный план развития энергетики до 2036 года, в котором запланировано увеличение выработки солнечной энергии до 6000 МВт (более чем вдвое от уровня 2015) и увеличение доли возобновляемой энергии с 12% до 30% в конечном потреблении энергии. Если политики продолжат поддерживать эти инициативы, а западные страны помогут технологиями, регион Юго-Восточной Азии способен в перспективе значительно снизить зависимость от угля за счет возобновляемой энергетики. 

Судите сами, насколько разумно сегодня наращивания добычу угля в России ради экспорта в восточном направлении, о чем договорились руководство и угольные боссы страны в конце августа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.