В Госдуме не планируют делать ставку на уголь

24 января на сайте Федеральной агентства новостей (ФАН) был опубликован комментарий первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике депутата Дмитрия Ионина на статью немецкого издания Die Welt, заявившего о ставке правительства России на добычу и экспорт угля, игнорируя международные усилия по защите климата и не заботясь о здоровье собственных граждан. Ионин подчеркнул, что Россия относится к углю не иначе как к грязному и дорогому виду ископаемого топлива, а возвращение к угольной генерации — это «возвращаться в каменный век» а саму статью назвал «очередным манипулированием».

«Россия не делает ставку на уголь, это объективно уходящий ресурс, более дорогой и вредный, чем газ. Зачем нам возвращаться в каменный век и заниматься углем — совершенно непонятно.»

Дмитрий Ионин. Цитата из ФАН.

В статье Die Welt авторы ссылаются, помимо прочего, на российскую «Программу развития угольной промышленности до 2035 года«, утвержденной правительством в 2020 году, содержащую амбициозные планы российский угольщиков не только по росту добычи с нынешних 487 млн тонн (по данным Минэнрго на 2019 г) до 670 млн тонн, но и по росту экспорта.

Программа не учитывает принимаемые сегодня меры по снижению выбросов парниковых газов в в странах-импортерах угля, а так же их планы стать углеродно-нейтральными в ближайшие десятилетия. По мнению немецких авторов, российские власти исходят из грядущего провала декарбонизации и последующего возврата к угольной энергетике, которую российские угольные компании уже будут готовы обеспечить, опередив конкурентов.

Восходящие графики добычи и экспорта «Программы» идут в разрез и с прогнозами довольно консервативного Международного Энергетического Агентства (МЭА), где говорится, что уже через 5 лет уголь перестанет быть важнейшим источником энергии в мире (см нашу статью от 5.12.2020 ).

Первая половина 2020 года показала, что устойчивым ростом производства и введения новых объектов обладали только возобновляемые источники энергии, тогда как прочие показали крупнейшее падение, в особенности, угольная промышленность.

О нежелании некоей доминирующей силы в правительстве России делать ставку на уголь как на перспективный экспортный товар говорит затянувшийся процесс принятия решений по инвестициям в расширение БАМа и Транссиба: правительство пока не спешит вкладывать огромные бюджетные средства в новые тоннели и мосты для увеличения вывоза угля на Восток в разы. Но именно железные дороги стали ограничивающим фактором в росте экспорта, а значит и смысла роста добычи.

При этом некоторые законы, дающие надежду угольщикам, все же принимались: летом 2020 года было разрешено проводить сплошные вырубки вокруг Байкала для строительства железнодорожных объектов.

Вместе с тем, угольная отрасль России получает большое количество поддержки из бюджета, начиная с перевозок РЖД и заканчивая отсутствием контроля за санитарно-защитными зонами в местах добычи и за соблюдением требований закона по рекультивации нарушенных земель.

Например, всего 13% земель, нарушенных при добыче угля в 2019 году, было восстановлено. Годом ранее — только 2,6%. Восстановление земель — затратное мероприятие, отказаться от которого возможно только при отсутствии реакции на это со стороны контролирующих органов. При этом штрафы за нарушение природоохранного законодательства, по словам главы Росприроднадзора Светланы Родионовой, остаются мизерными.

Субсидии на перевозку угля РЖД, млрд. руб.
2013 г.79
2016 г.154
201954,7

Несмотря на всеобщую декарбонизацию, Германия стала крупнейшим импортером угля из России среди стран Евросоюза по итогам за 2019 год (21,3 млн тонн), заняв третье место среди крупнейших покупателей российского угля в мире после Китая (26,7 млн. тонн) и Южной Кореи (24 млн. тонн).

Одна из причин — закрытие всех угольных шахт Германии и достаточно низкая цена российского угля, идущего, в основном, из Кузбасса. Низкая стоимость обусловлена тотальным нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и катастрофическими последствиями для здоровья населения. Об этом сообщается в недавно опубликованном российской экологической группой «Экозащита!» докладе «Гонка по нисходящей». Например, на одного жителя Кузбасса приходится 662 кг выбросов загрязняющих веществ в год, что примерно втрое выше, чем среднероссийское значение 2018 году. В регионе около 200 тысяч человек проживает в зоне сильнейшего негативного воздействия со стороны угольных разрезов, обогатительных фабрик и станций углепогрузки.

Систематическое нарушение прав граждан приводит к большому числу протестных акций. С 2017 года более 50 таких акций прошло в Кемеровской области — Кузбассе, главном угледобывающем регионе страны.

Хочется верить, что заявление первого зама главы Комитета Госдумы отражает реальную картину приоритетов правительства РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.