Агентство экономической информации ПРАЙМ сообщает со ссылкой на статью министра энергетики РФ Александра Новака об ожидаемом падении угольного экспорта из России в 2020 году на 10-22%. Одновременно, Минэнэрго предлагает выделять ежегодно субсидию из бюджета в 10 млрд. руб. черноморскому порту «Тамань» для увеличения перевалки с 3 до 50 млн. тонн угля в год. Больше всех выгоды получит ОАО «РЖД» — 35 млрд. руб. Меньше всех — жители Таманского полуострова.
Александр Новак связывает падение экспорта первом квартале 2020 на 10% с пандемией коронавируса и ужесточением климатической политики. Это, в свою очередь, привело к снижению добычи угля в России на предприятиях, расположенных далеко от границ и морских угольных портов. Здесь важно напомнить, что падение цен началось задолго до пандемии, а значит едва ли справедливо считать ее первой причиной: еще в начале 2019 года произошел обвал цен на те же 10%. в первом полугодии к предыдущему и на 40% за 12 месяцев к августу 2019. Эту ситуацию комментировали тогда представители крупных угольных компаний, таких как «Кузбассразрезуголь» или «СУЭК». Это связано в первую очередь со снижением спроса на уголь в странах ЕС
«Больше всего сократили производство угледобывающие регионы, расположенные далеко от портов и пограничных переходов, прежде всего Кузбасс. В то же время Забайкальский край, Республика Хакасия, Хабаровский край, Сахалинская область, то есть области, расположенные ближе к границе, смогли даже нарастить объемы добычи. Это говорит о том, что в восточном направлении уровень спроса в целом сохраняется» — пишет чиновник.
Учитывая расстояния, которые отделяют Кузбасс и Хакасию (регионы расположены рядом) от морских портов и погранпереходов, заявление о том, что республика Хакасия находится ближе, чем Кузбасс, едва ли соответствует действительности.
Предлагаемая ежегодная субсидия в 10 млрд руб должна, как пишет «КоммерсантЪ», позволить снизить стоимость перевалки угля из железнодорожных составов в морские суда с 14$ за тонну до 8$ (как в портах Усть-Луга и Мурманск). Якобы, это позволит увеличить экспорт угля на 20 млн тонн (снижение спроса в Евросоюзе не учтено), а прибыль частных угольных компаний — на 25 млрд. рублей. В бюджет поступят скромные дополнительные 3 млрд руб.
Но больше всех выгоды получит ОАО «РЖД» — целых 35 млрд. руб! Угольные компании, в свою очередь, просят о скидках на перевозку хотя бы в 42% с перспективой увеличения и сохранением ее размеров в 2021 году. Такой вариант обсуждается с мая этого года. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев настаивает на размере скидки на перевозку угля по жд не менее 50% (за счет бюджета, разумеется). По его мнению, это может спасти угольную отрасль Кузбасса, являющуюся основой его экономики. Об альтернативных производствах речь не идет.
Субсидирование из бюджета позволит увеличить объем перевалки угля в порту «Тамань» с 3 млн. тонн в год до чудовищных 50 млн. тонн. К чему приводит перевалка в морском порте даже 10 млн тонн угля в год хорошо известно. В Приморье и Хабаровском крае жители городов Посьет, Находка, поселков Врагнель, Фокино, Ванино много лет очень сильно страдают от масштабных выбросов угольной пыли, что стало причиной больших протестов в недавнем прошлом.
Поскольку ни один из российских угольных портов не смог по сей день решить проблему выброса пыли во время перевалки угля, Тамань ждет настоящая экологическая катастрофа уже через полгода в случае, если экспорт действительно удастся нарастить хотя бы до 10 млн. тонн в год. Не говоря уже о 50 млн. тонн, что выглядит весьма маловероятным в такой короткий срок.
Во всей России, где массово происходит добыча угля открытым способом и перевалка в суда в морских портах, происходит масштабнейшее загрязнение окружающей среды. В одном только Кузбассе, начиная с 2017 года, количество протестных акций достигает 50. В Республике Хакасия, где массово изымаются земли у фермеров под угольные разрезы и отвалы породы и где работают так называемые «угольные драконы» (установки сухой сепарации угля без какой-либо очистки), так же прошли акции протеста.
Вызывает недоумение факт, что правительство РФ готово выделять колоссальные средства на поддержку угасающего по причине энергетической революции угольного экспорта, при этом совершенно не заботясь об альтернативах. Кроме того, в рамках безумного проекта по поддержке угольного экспорта на Восток, принимаются различные поправки, разрешающие массовую вырубку лесов на Байкале (см. нашу статью «Все ради ничего» от 20.07.2020).
Минэнерго выбирает между экологической и экономической катастрофой.: 1 комментарий