Пока власти Кузбасса ставят в зависимость спасение угольной отрасли от одобрения правительством железнодорожных скидок, вчетверо превосходящих все существовавшие прежде, объемы перевозок угля на Восток по Красноярской железной дороге упали на 13%. Почему это важно?
Дело в том, что Красноярская железная дорога — это промежуточное звено между угледобывающими предприятиями Кузбасса и морскими угольными терминалами Дальнего Востока, через которые уголь экспортируется в Азию. Она служит своеобразным индикатором состояния угольного экспорта из Кузбасса и Хакасии. Именно страны Азиатско-Тихоокеанского региона, по мнению представителей угольной индустрии и их сторонников, должны стать для них «палочкой-выручалочкой».
О падении объемов перевозок на Красноярской железной дороге за 5 прошедших месяцев сегодня сообщило информагентство «РЖД-Партнер». Это означает, что активно и регулярно озвучиваемый властями Кузбасса тезис о том, что угольная отрасль уперлась в пропускную способность БАМа и Транссиба на столько сильно, что буквально зарплата шахтеров зависит оn вывоза угля в Азию через порты на Северо-Западе, состоятелен лишь отчасти. В случае реальной нехватки пропускной способности, уголь из Кузбасса и Хакасии должен был бы как минимум сохранить объемы. Не помогло даже существующее 40% снижение тарифа на перевозку в полувагонах и погрузку в некоторых угольных портах.
Все это говорит о том, что правительство Кузбасса старается всеми силами отвести внимание общественности от реальных причин тяжелых последствий для местной экономики (бюджет Кузбасса на 2020 году впервые за много лет будет дефицитным), главная из которых — зависимость от экспорта угля. Якобы, падение спроса стало чем-то неожиданным, и спасение придет в виде масштабных бюджетных вливаний, помимо 55 миллиардов в 2019 г. на одни только перевозки. Чем скорее будет признана несостоятельность ставки на угольную отрасль, как на бюджетообразующую, тем больше шансов предотвратить надвигающуюся экономическую, а за ней социальную катастрофу. Экологическая катастрофа уже происходит много лет.
После подписания Парижских соглашений в 2015 году ни прошлый губернатор Кемеровской области Тулеев, ни его многочисленные замы и подопечные угольные олигархи не предприняли ни единой попытки диверсифицировать экономику. Наоборот, власти передавали тысячи гектар сельскохозяйственных земель для нужд угледобычи, закрывая глаза на ужасающие нарушения со стороны добывающих предприятий. Аналогичные процессы происходили и происходят в соседней с Кузбассом Хакасии.
В угоду интересам угольных компаний были переделаны причалы в Находке, Врангеле, Ванино, Посьете, где местные жители и морская фауна очень сильно страдают от выбросов угольной пыли. По словам местных жителей, инфраструктура угольных портов так же приходит в упадок, так как стивидорные (перегружающие) компании к ней небрежно относятся: разрушаются причальные стенки, а построенные еще в советское время здания и сооружения сносятся ради открытых угольных складов.