«Узким горлышком» в перевозке экспортного угля по железным дорогам России стали БАМ и Транссиб: чиновники и угольщики пока не договорились о «правилах игры» для потребителей услуг РЖД. Все это последствия недальновидной политики властей Кузбасса, а так же руководства РЖД и Минэнерго.
Сразу после подписания Парижских соглашений в 2015 году, международная экологическая группа «Экозащита!» не раз призывала правительство России обратить внимание на угрозу тяжелейших экономических последствий для Кузбасса, главного угледобывающего региона РФ и крупнейшего экспортера угля из России. В 2019 году здесь добыт 251 млн тонн энергетических и коксующихся углей, экспортировано 147 млн тонн в западном и восточном направлении, что составляет не менее 70% всего российского угольного экспорта.
Снижение спроса в странах Евросоюза на российский (и не только) уголь было ожидаемым, несмотря на многочисленные заявления российских чиновников и угольщиков о незыблемости объемов экспорта в Европу и Азию. в 2019 году у российских угольных компаний начались большие проблемы по причине падения цен на уголь как на самое грязное ископаемое топливо. Впервые за много лет начались массовые сокращения на предприятиях, начались задержки по оплате услуг, оказываемых шахтам и разрезам сторонними организациями. Причем, на ситуацию не повлиял резкий рост закупок угля Германией, ставшей одним из крупнейших потребителей угля Кузбасса среди стран ЕС. А отказ Польши от российского угля в феврале 2020 окончательно разбил надежды экспортеров на более плавное снижение потребления угля.
В марте губернатор Кемеровской области, после ряда совещаний, поспешил заявить о том, что транспортный кризис для кузбасских угольщиков решен, а ФАС, в свою очередь, заявила о возможности беспрецедентных скидок для угольщиков. Однако, на днях министр энергетики Александр Новак подверг критике предложенный ранее механизм так называемого нетарифного регулирования перевозок в восточном направлении.
Принимаемые правительством меры явно запоздалые, а действия чиновников говорят об их неготовности к сложившейся ситуации: провозные способности БАМа и Транссиба не соответствуют предсказанному рядом экспертов больше 3 лет назад назад взрывному спросу на услуги РЖД по перевозке угля к портам Дальнего Востока, тогда как проектная мощность по перевалке угля уже построенных и строящихся угольных терминалов значительно превышает провозную способность даже после окончания запланированных работ по расширению БАМа.
В очередной раз стало очевидным, что стратегия развития угольной отрасли РФ до 2035 года с нарисованным воображаемым ростом добычи и экспорта угля не имеет ни малейшего отношения к реальности, а игнорирование чиновниками Минэнерго мнения экологов и экономистов говорит об их некомпетентности в принятии стратегических решений.
Кроме того, в случае разрешения чудесным образом проблемы «узкого горлышка» БАМа и Транссиба в еще большей степени усугубится экологическая катастрофа, уже длящаяся несколько последних лет в угольных портах Ванино, Вера, Суходол, Восточный, Находка, Посьет.