На днях стало известно, что в правительстве предварительно одобрили закон о запрете открытой угольной перевалки в портах, расположенных в черте городов. Практически сразу этот закон вызвал возмущение угольщиков и стивидоров. Главным аргументом против нового закона было озвучено предположение, что из-за запрета бюджеты разных уровней могут недополучить более 20 млрд. рублей.
Однако, давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны.
Никому из противников нового закона не приходит в голову то, что сама по себе открытая угольная перевалка делает невыносимой жизнь обычных граждан, живущих в этих городах, далеко не всегда являющихся работниками перегрузочных пунктов. Угольная пыль наносит огромный вред здоровью человека, и об этой опасности знает любой работник угольной шахты или врач, который занимается лечением профзаболеваний горняков. Легочные болезни, вызываемые угольной пылью, очень трудно лечить, а иногда просто невозможно. Риски для здоровья населения обязательно нужно учитывать при проектировании, строительстве и контроле работы углепогрузочных терминалов, чего не происходит в настоящее время в России: угольные терминалы строятся с минимальными вложениями в инфраструктуру и экологические мероприятия ради скорейшего запуска перегрузочного пункта и как можно большего объема перегружаемого угля. Работа контролирующих органов, главной и важной задачей которых является выявление рисков для здоровья граждан, в дальневосточных городах-портах неудовлетворительна, если не сказать хуже.
Подобное отношение к людям со стороны властей и стивидорных компаний уже длительное время вызывает большое количество массовых протестных акций в дальневосточных портовых городах Находка, Ванино, Советская Гавань. Несмотря на это, власти согласуют строительство новых углепогрузочных терминалов, а новостная лента пестрит ежеквартальными рекордами по перевозке угля, в том числе из Кузбасса, рекордных цифрах по перегрузке его в портах и радужных перспективах роста экспорта самого грязного в мире вида ископаемого топлива.
Отсутствие учета рисков для здоровья граждан приводит уже и будет приводить в будущем к тому, что жители начнут чаще болеть и умирать, как это происходит, например, в Кузбассе, где средняя продолжительность жизни ниже, чем в среднем по стране, а по ряду легочных заболеваний регион лидирует с большим отрывом.
Именно по этому необходим всесторонний анализ сложившейся по вине местных властей и контролирующих органов ситуации, из-за которой соблюдение законодательства Российской Федерации однозначно ставит крест на здоровье жителей портов и на экономике не только целых городов, но и такого региона, как Кузбасс, полностью зависящего от экспорта угля через морские порты. К тому же, рост экспорта провоцирует угольные компании, работающие в Кузбассе, на беспрецедентный рост нарушений прав граждан, где уже более чем пятьдесят городов и поселков расположены в черте санитарно-защитной зоны угледобывающих предприятий, то есть ближе, чем тысяча метров до границ этих предприятий. Альтернативные производства в Кемеровской области не только не развиваются, но и стремительно сокращаются. Из региона уходит малый и средний бизнес, уезжают люди. В результате этого процесса бюджет монорегиона Кемеровская область все больше и больше зависит от экспортной составляющей, которая во многом зависит от бесперебойной работы открытых угольных перегрузочных терминалов в российских городах-портах.
Аналогичная ситуация складывается и дальневосточных портах уже сейчас: происходит массовое переориентирование портовой инфраструктуры под перевалку угля, акватория портов катастрофически загрязняется угольной пылью от перегрузки и загрязненными углем стоками с открытых площадок, что наносит непоправимый урон морскому биоразнообразию, что делает невозможным развитие малого и среднего бизнеса, занимающегося как в настоящий момент, так и в перспективе производством морепродуктов. В результате, портовые города уже сейчас рискуют стать моногородами, полностью зависящими от угольной перевалки без какой-либо возможности соблюдать экологические нормы, так как остановка перегрузочных терминалов приведет к полному экономическому коллапсу этих городов. В недалеком будущем люди будут вынуждены мириться с большим количеством угольной пыли в воздухе и закрывать глаза на то, что наносится вред их здоровью и что продолжительность жизни сильно и резко уменьшается.
Теперь давайте посмотрим на цифры. Население портов Ванино, Советская Гавань, порта Находка, Посьет составляет более 200 000 человек. Таким образом, каждый житель этих городов рискует прожить меньше в среднем на 4-5 лет всего лишь ради экономии 100 000 (ста тысяч) рублей в год для бюджета в пересчете на каждого жителя, или в среднем 20-25 тысяч за каждый не прожитый год жизни. Стоит ли этого подобная экономия бюджета? Разумнее было бы заняться стимулированием развития малого и среднего бизнеса в этих городах, который, в результате, даст гораздо больше поступлений в бюджет без экологической катастрофы, подобной Кузбасской. И это не учитывая неизбежного увеличения расходов на лечение этих граждан за счет бюджета в случае продолжения работы открытых терминалов и в случае открытия новых.
«Экозащита!» считает неприемлемой ситуацию, когда соблюдение конституционных прав граждан Российской Федерации становится препятствием на пути наполнения бюджета разных уровней, а законопроект рассматривается только лишь с позиции цифр поступлений в бюджет. Правительству необходимо заставить стивидоров выполнять требования экологического законодательства: на месте открытых угольных терминалов должны быть сооружены закрытые пункты перегрузки, а строительство новых открытых терминалов в черте населенных пунктов и в их непосредственной близости должно быть безоговорочно запрещено. Пополнение бюджета не может и не должно стоять превыше здоровья граждан России. Государство обязано защищать права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечивать выполнение всех норм природоохранного законодательства. Экономика должна развиваться по пути нанесения минимального вреда окружающей среде и максимальной перспективы развития.
Мы призываем все общественные организации и гражданских активистов выступить в поддержку запрета работы открытых угольных терминалов. Правительство должно принять закон о запрете работы открытых угольных терминалов и проконтролировать его выполнение в полном объеме.