5 июня 2021 года общественный инспектор Росприроднадзора по Кемеровской области и Алтайскому краю Николай Метальников во время проведения мониторинга состояния породно-угольного отвала, оставшегося после добычи угля открытым способом вблизи поселка Апанас (Новокузнецкий район Кемеровской области – Кузбасса), вновь зафиксировал на обширных участках поверхности отвала проявления происходящего активного горения в глубине массы вскрышных пород.
Активная фаза эндогенного пожара проявляется в виде струй пара и токсичного горячего газа (угарный газ, водород, сероводород, сернистый газ и др), выбрасываемых через поверхностные трещины с характерным для горения угля запахом.
Отвал представляет собой высокую и обширную рукотворную многоярусную гору породно-угольной массы с каскадом плоских вершин, созданную угледобывающим предприятием еще в советское время, а затем в 2000-х годах сюда же свозилась вскрышная порода* уже частной угольной компанией. Затем отвал был брошен, а отсутствие положенных законом и практикой ведения угледобычи целого комплекса дорогостоящих мероприятий под названием «рекультивация» привело к самовозгоранию углеродсодержащей породы и угля внутри отвала.
14 апреля 2020 года по причине активного горения отвала в Новокузнецком районе был введен режим «чрезвычайная ситуация» (ЧС), о котором заявили местные и федеральные СМИ. Однако вскоре режим ЧС бы отменен, но СМИ ни о самом факте, ни о причинах отмены не сообщали.
Помимо этого, различными региональными СМИ регулярно со ссылкой на областных чиновников распространялась информация о том, что породно-угольный возле пос. Апанас, прозванный местными жителями «отвал имени Тулеева», является якобы бесхозным объектом (тут и тут). Однако, как выяснилось из официальных источников, у отвала все же есть собственник – это ООО «Разрез «Бунгурский Северный». Согласно российском законодательству, именно собственник отвечает за опасный объект и именно он должен направлять имеющиеся ресурсы на ликвидацию негативных последствий пожара и предотвращение возможной техногенной катастрофы. Такая вероятность вызывает опасения у местных жителей, так как часть отвала представляет собой дамбу довольно крупного и глубокого водоема на р. Углеп, ниже по течению которой расположено поселок Апанас.
Осенью 2020 года на отвале произошел довольно мощный тепловой взрыв, встревоживший жителей Апанаса. Как раз в те дни на одном из участков отвала (так называемом пятом блоке) шли подготовительные работы по тушению водой нагретых породных масс, которое вызвало возмущение у местных жителей из-за опасности взрыва и непредсказуемых его последствий. После взрыва работы были остановлены, и заместитель губернатора Кемеровской области Андрей Панов заявил, что работы по ликвидации отвала возобновятся, когда «…температура воздуха станет стабильно выше нуля».
По словам Николая Метальникова, ни сегодня, когда температура, мягко говоря, давно стабильно выше нуля, ни весной этого года никакие работы по ликвидации отвала не велись и не ведутся, никаких заявлений по этому поводу со стороны чиновников не звучало.
Одно из самых тяжелых последствий угледобычи — это отвалы угледобывающих предприятий. Ежегодно, согласно официальной статистике, в Кемеровской области — Кузбассе образуется не менее 3 млрд (!) тонн отвалов. На каждый добытый миллион тонн угля приходится 10 и более тонн вскрышной и вмещающей породы, в том числе содержащей в высоких концентрациях углерод. Окисление последнего часто приводит к развитию эндогенного пожара, который чрезвычайно трудно, опасно и дорого ликвидировать. Сам пожар приводит к выбросу ядовитых газов. .Единственный способ предотвратить возгорание на уже сформированных отвалах — это проводить рекультивацию, то есть делать склоны отвала пологими и покрытыми растительностью. Угольные компании успешно избегают большого объема таких работ, ограничиваясь, в лучшем случае, несколькими процентами рекультивированных отвалов и земель от объема нарушенных ими же за год.
Помимо опасности возникновения пожара, отвал является источником вредной для организма пыли и загрязненной растворенными токсичными веществами воды, попадающей в реки и озера.