«Настоящее время» снова рассказывает о Кузбассе. Отличный документальный фильм о людях и об их переживаниях, связанных с жизнью на краю угольных разрезов или над пустыми шахтными выработками, рискуя провалиться, взорваться или отравиться газом в любой момент.
По подсчетам российской экологической группы «Экозащита!» не менее 200.000 (двухсот тысяч) человек проживает в зоне катастрофически негативного воздействия со стороны угольных разрезов в одной только Кемеровской области — Кузбассе. Не менее 50 населенных пунктов попадают в зону, расположенную ближе, чем 1000 метров от края угольного разреза, что является грубейшим нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии.
Наиболее остро проблема загрязнения стоит в городе Киселевске, где проживают герои документального фильма. На фото ниже г. Киселевск зимой 2019 года:
В самом центре черного пятна — разрез «Участок Коксовый», старая шахта, превращенная, вероятно, в глубочайший во всем регионе угольный разрез и, по мнению суда, не являющаяся угледобывающим предприятием. Масштаб фото приблизительно 18 на 18 км.
Зимой 2020 — 2021 гг наибольшее загрязнение пылью в Кузбассе произвел крупнейший угольный разрез региона — разрез Бачатский, филиал АО «УК «Кузбассразрезуголь», входящий в холдинг УГМК миллиардера Искандера Махмудова. В зону «поражения» попали не менее 10 населенных пунктов, включая южную часть города Белово. Всего в районе распространения большого количества пыли проживает не менее 35 тысяч человек. Шлейф пыли на снегу растянулся на 15 километров (см. наш материал от 2 апреля)
Несмотря на вопиющие нарушения со стороны сказочно обогащающихся угольных компаний, местные власти и контролирующие органы не реагируют должным образом: жители не отселяются из зон экологического бедствия, в результате чего они чаще болеют и раньше умирают, о чем свидетельствует официальная статистика (см доклад «Гонка по нисходящей», выпущенный «Экозащитой»). Именно нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии, а так же прямое субсидирование перевозок угля по железным дорогам позволяют российским угольным компаниям успешно конкурировать на мировых рынках, а энергетическим компаниям, закупающим уголь, минимизировать издержки на производстве.