По меньшей мере 50% скидка на перевозку угля по железной дороге в страны АТР через порты Северо-Запада и Юга России необходима угольщикам Кузбасса для выживания. 25 мая Рабочая группа Госсовета обратилась в Правительство РФ с таким предложением.
По сообщению пресс-службы Администрации правительства Кузбасса, именно такой размер скидки был предложен губернатором Сергеем Цивилевым, назвавшим ситуацию на энергетическом рынке беспрецедентной. Предоставленная ранее в марте скидка 12,8% на железнодорожный тариф не способна решить проблему, связанную с падением выручки от экспорта угля ниже стоимости добычи и доставки угля до конечного иностранного потребителя. Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило считает, что, чтобы угольщики не несли убытки при транспортировке через порты Северо-Запада и Юга России, необходимо не только совсем обнулить тариф, но и доплачивать по два доллара (за тонну).
Цены падают. Только за апрель энергетический уголь упал в цене с 50 до 42 долларов за тонну, коксующийся — со 140 до 115 долларов за тонну. В результате отгрузка угля в западном направлении убыточна. Без поддержки государства ситуацию не исправить. Поэтому выхожу с предложением к Правительству РФ предоставить скидку на тариф для экспорта энергетического угля в западном направлении в размере не менее 50 %
Сергей Цивилев.
В начале мая Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) уже обратилась к руководству РЖД с предложением предоставить 55% скидку при экспорте в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) через порт Усть-Луга в Ленинградской области и 48% — через Мурманск. Убытки перевозчика предлагалось компенсировать за счет роста объема перевозок и увеличения тарифа в будущем году. Если судить по ряду публикаций в крпных российских СМИ, переговоры в правительственных кулуарах проходят напряженно, так как на провозные мощности Транссиба и БАМа претендуют не только угольщики, но и металлурги, нефтяники, лесозаготовители и др.
Поразительно, но меньше года назад, во время встречи президента Владимира Путина с главами угледобывающих регионов и руководителями различных министерств, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев просил буквально обратного (текст стенограммы встречи доступен на сайте Кремля):
Первое – нужен долгосрочный понятный тариф на перевозку по железной дороге, чтобы правила не менялись.
Сергей Цивилев. Встреча В. Путина с главами угледобывающих регионов 22 августа 2019 г. Москва, Кремль.
Остается загадкой, каким образом Сергей Цивилев, зная о колебаниях цен на угольном рынке, предлагал решить проблему доставки угля до морских портов путем установки долгосрочного тарифа в случае более глубокого падения спроса, чем на момент 2019 года.
К тому моменту уже было очевидно, что спрос на российский уголь в странах Евросоюза будет снижаться даже в краткосрочной перспективе. Это следовало из звучавших ранее заявлений правительств ряда европейских стран, а так же из планов по выводу из эксплуатации угольных электростанций. И уже в апреле 2020 года Швеция и Австрия навсегда остановили угольные энергоблоки. В ближайшие 5 лет это сделают еще 6 стран. Разразившаяся пандемия усугубила и без того тяжелое положение, обрушив общемировое потребление угля (а так же нефти и газа) сильнее, чем когда-либо со времен Второй мировой войны (на 8%). Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), уже успешно конкурирующие в ряде стран с угольной генерацией, например в США и Индии, напротив, увеличили производство. В России первые 4 месяца 2020 года показали 9 процентный спад добычи угля .
Уголь является главным грузом для РЖД. Обеспечивая 30% объема всех перевозок, уголь генерирует и десятки миллиардов убытков: в 2013 году они составили 79 млрд. руб, в 2016 году рекордные 154 млрд. руб, в 2019 — 54,7 млрд. руб. Иными словами, это деньги, которые были взяты из бюджета (100% акций РЖД принадлежит государству) ради осуществления перевозок угля, в том числе на экспорт ( 100 % российских угольных компаний частные). О том, что железнодорожники несут убытки от перевозки заявлялось в середине лета 2019.
Угольный экспорт — важнейшая составляющая экономики Кузбасса. В 2019 году 59% угля, добываемого в регионе, было экспортировано (149 млн тонн) и примерно половина — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Из-за вполне ожидаемого падения спроса в Евросоюзе, угольщики Кузбасса и Хакасии столкнулись с проблемами, связанными с недостаточной провозной способностью БАМа и Транссиба, ведущих к российским дальневосточным портам.
Несмотря на самую дорогую в мире доставку до конечного иностранного потребителя, российский уголь по-прежнему конкурирует на мировом рынке, удерживая третье место в мире после Австралии и Индонезии. Это стало возможным не только благодаря многомиллиардным субсидиям железнодорожных перевозок, но и за счет колоссального ущерба, наносимого окружающей среде и людям, проживающим в угледобывающих регионах: большая часть угля добывается на угольных разрезах, что является самым грязным (и от того самым дешевым) способом. Например, в Кузбассе около 50 населенных пунктов расположены ближе, чем 1000 метров от края угольного разреза, что абсолютно незаконно, и более 200 тысяч человек проживает в зоне экологического бедствия.
Согласно официальной статистике (Кемеровостат), люди в Кузбассе проживут на 4 года меньше, чем среднестатистический россияне. При этом судьба сотен тысяч жителей региона зависит от коммерческого успеха угольных компаний: в Кузбассе 24 монопрофильных муниципальных образования, то есть моногорода или поселка с одним видом производства, что делает область лидером среди российских регионов по данному показателю. Большая часть моногородов и монопрофильных поселков зависят от угольной промышленности. В одном из таких, городе Полысаево, в этом году уже начались сокращения из-за банкротства угольной шахты, связанного с проблемами реализации продукции. В прошлом году так же были большие проблемы у горняков: было уволено около 2000 человек. В соседней Хакасии так же огромные проблемы, связанные с деятельностью нескольких угольных разрезов.
«Экозащита!» призывает немедленно разработать программу диверсификации местной экономики и перепрофилирования работников угольной отрасли. Также региону необходим экстренный план по преодолению катастрофических последствий угледобычи для природы и здоровья населения.
Как и прежде ( см. “Ъ” от 25 апреля ), губернатор от лица угольной отрасли просит от ОАО РЖД ввести максимально допустимую скидку в размере 12,8% к тарифу при поставке энергетического угля в западном направлении. Однако теперь он делает встречное предложение: в обмен на скидку угольщики Кузбасса гарантируют поставки на Запад во втором полугодии «в объеме 51,4 млн тонн с возможностью увеличения дополнительно на 10%». Губернатор обещает, что при положительном решении каждая угольная компания оперативно направит ОАО РЖД обращения с подтвержденными объемами поставки на второе полугодие. А при восстановлении цен на европейском рынке угольщики готовы вернуться к действующему уровню тарифов, заверил господин Цивилев. Он просит Максима Акимова поддержать предложения, предупреждая, что в противном случае российские угольщики «потеряют западные рынки сбыта в объеме свыше 100 млн тонн в год, который займут наши конкуренты, имеющие государственную поддержку во время кризиса».
Власти Кузбасса решили стать посредником в переговорах между угольщиками и железнодорожниками. В обмен на скидку в размере 12,8% к тарифу ОАО РЖД при поставке на Запад регион предоставит гарантии отгрузки в этом направлении во втором полугодии 51,4 млн тонн угля с перспективой увеличения на 10%. Без скидок, по версии чиновников, российские компании уступят европейский рынок энергетического угля конкурентам, а в Кузбассе усилится и так растущая социальная напряженность. Эксперты считают вероятность реализации предложений достаточно высокой, но не уверены в их эффективности.