Историческое событие! В феврале 2020 года, в разгар зимы, американские электростанции, получающие энергию с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ), произвели больше энергии, чем угольные электростанции.
Ранее подобного не случалось никогда, учитывая повышенное потребление энергии в зимний холодный период. В апреле 2019 года произошел самый первый случай, когда ВИЭ выработали больше энергии, чем угольные электростанции. Однако, в тот момент противники ВИЭ выразили сомнение, что такое возможно зимой. В России так же бытует мнение, транслируемое властями и рядом экспертов, что ВИЭ — всего лишь дорогая игрушка, не способная к реальной конкуренции с производством энергии на тепловых станциях, в особенности, с энергией от сжигания угля, являющегося самым грязным в мире ископаемым топливом и, одновременно, якобы самым дешевым.
Однако, факты говорят сами за себя: по данным Института Экономики Энергетики и Финансового Анализа (IEEFA, США), новейшая, эффективнейшая угольная электростанция в Западной Вирджинии Longview заявила о банкротстве в апреле этого года. Станцию не спасло даже расположение в «американском Кузбассе», рядом с угольными шахтами. Компания не смогла конкурировать на свободном рынке электроэнергии США, даже будучи управляемой опытнейшими финансистами с Уолл-Стрит и имея одобренный федеральный займ.
В очередной раз можно убедиться, что за дешевизной угольной генерации стоят лишь пропагандистская казуистика и интересы угледобывающих компаний. Причем, в случае с США компаниями не смог помочь даже могущественный, как считалось ранее, Дональд Трамп: добыча угля и угольная генерация сдают позиции газовым электростанциям и станциям, использующим солнце и ветер.
В то время, как российские угольные компании, чьи интересы защищаются на самом высоком уровне в правительстве России, надеются на чудо по увеличению более чем втрое объемов экспорта в азиатские страны, а морские порты Приморья пытаются перекладывать последствия собственной безответственности на угольщиков, снижение потребления угля в США, где его добывается значительно больше, чем РФ, приведет к появлению на тихоокеанском рынке дополнительных объемов угля с существенно большими возможностями по снижению стоимости, поскольку американский уголь добывается значительно дешевле, несмотря на, например, более высокие зарплаты американских шахтеров южных штатов. Все это приведет к катастрофическим экономическим, социальным и экологическим последствиям в российских регионах, где местная экономика полностью зависит от угля и, как следствие, от бездействия и безответственности властей, не желающих смотреть вперед хотя бы на 5 лет. Разумеется, с учетом реальной картины, а не фантастических графиков из кабинетов Минэнэрго. рано или поздно эту проблему придется признать и Министерству энергетики. И чем раньше будет разработана программа по диверсификации экономики и перепрофилированию работников угольной отрасли России с обязательными мероприятиями по устранению накопленного экологического ущерба, тем меньше людей пострадает в будущем и тем больше шансов на более мягкую трансформацию экономики такого региона, как, например, Кузбасс.
На данный момент доля возобновляемых источников в электроэнергетике США составляет 18%, угля — 28%, а природного газа — 34%. По прогнозу Минэнерго США, к 2050 году доля возобновляемых источников вырастет до 31%, а доля угля снизится до 17%. В мире на уголь приходится примерно треть генерации всей электроэнергии. В США 90% угля используется для нужд энергетики, а остальные 10% — для производства стали и цемента.