Как стало сегодня известно, РЖД готовы пойти на уступки в тарифе на перевозку угля из Кузбасса в западном направлении в обмен на наращивание объемов перевозок топлива. При этом предлагаемой скидки в 8% явно недостаточно: угольщики хотели бы получить максимальную скидку в 12,8%. Учитывая, что цена на уголь на европейских рынках упала вдвое, даже эта скидка может не помочь сохранить прибыльность экспорта в страны Евросоюза.
Важно учитывать тот факт, что даже при прежних ценах на Кузбасский уголь, угледобывающие компании не задумываясь шли на вопиющие нарушения природоохранного законодательства, игнорируя права граждан на благоприятную окружающую среду. В результате, с 2017 года в Кузбассе прошло, по меньшей мере, три десятка протестных акций. Кадры с черным снегом в Новокузнецке и Киселевске этой зимой облетели мировые СМИ, а в начале нынешнего лета жители Киселевска, города с 90-тысячным населением, попросили убежища в Канаде. При этом не ведется никакой рекультивации, а перевозка угля тяжелыми грузовиками производится по дорогам общего пользования, из-за чего ремонт дорог приходится делать чаще за счет местных бюджетов, что так же является способом субсидирования деятельности угольщиков.
Чего следует ожидать с точки зрения соблюдения норм экологического законодательства? Наиболее вероятно, что угольные компании не только сохранят, но и значительно увеличат количество нарушений, ссылаясь на падение цен и угрозу увольнения тысяч работников угольных предприятий, от чего пострадает еще больше различных обслуживающих разрезы и шахты частных компаний.
Учитывая, что правительства стран-импортеров российского энергетического угля приняли программы по снижению и отказу использования угля в энергетике, рассчитывать на заметный рост цен на энергетический уголь весьма наивно.