Климатическая конференция ООН, прошедшая в середине мая в Бонне, была первой переговорной сессией после вступления в должность нового президента США Трампа. Участники переговоров делали прогнозы, как отразится «эффект Трампа» на климатической политике.
Призрак выхода из климатического соглашения витает над переговорным процессом с ноября прошлого года – фамилию победителя выборной президентской гонки в США объявили во время проведения 22-ой Климатической конференции ООН (СОР-22).
Первый признак изменившихся обстоятельств на переговорах отметили наблюдатели, посчитавшие численность делегатов США, участвовавших в переговорах в Бонне. Список оказался значительно короче, чем обычно: семь человек, меньше половины делегации Вьетнама.
Официальная американская делегация на переговорах пыталась «сохранить лицо». В Бонне стало очевидно, то она пребывает на переговорах без каких либо специальных полномочий. Официальная делегация отчиталась на заседании рабочей группы по многосторонней оценке (Multilateral Assessment working group session), показав общие приоритеты и успехи регионов. Официальный представитель отметил, что позиция и планы США в области изменения климата обсуждаются.
За полгода правления Трампа с просьбами по поводу климатического соглашения к нему обращались многие. Пожалуй, проще найти тех, кто не обращался. Письмо с просьбой не отвергать климатическое соглашение подписали сотни американских бизнесменов, по климатическому вопросу на него пытается влиять дочь и Папа Римский.
Со времени своего избрания администрация Трампа значительно ослабила регулирование и надзор в сфере охраны окружающей среды. На момент майских климатических переговоров стало очевидно, что в государственном бюджете США сокращается доля экологического финансирования.
Опубликован проект бюджета Министерства энергетики США на 2018 год, в целом он «обрезается» на 5,6% (1,7 млрд долларов), в том числе, сильно сокращаются объемы ассигнований на возобновляемую энергетику (ВИЭ). Объем бюджетных средств, направляемых на финансирование Национальной администрации ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration) для целей «модернизации арсенала ядерного оружия страны» вырастет по сравнению с текущим годом на 11,4% (до 13,9 млрд долларов). Справедливости ради надо отметить, что финансирование исследований и разработок в области атомной энергетики и сектора ископаемого сырья также сокращается.
В кулуарах климатических переговоров обсуждался вопрос участия США в программах климатического финансирования развивающихся стран. Президент Обама в 2014 дал обещание выделить Зеленому климатическому фонду 3 млрд долларов. Один миллиард из бюджета США был перечислен сразу и еще 500 млн поступили в последние дни президентства Обамы. Таким образом, подвис вопрос о 1,5 млрд долл (около 15% средств) на ближайшие годы работы Зеленого климатического фонда.
По оценке наблюдателей, вероятно (но пока не очевидно), США могут ослабить свою национальную цель по снижению выбросов парниковых газов (NDC). Сейчас она составляет 26-28% от уровня 2005 года, а ослабление, к примеру, до 22%, будет означать, что цель будет выполнена без каких-либо усилий и мероприятий, просто исходя из темпов развития экономики страны. Эксперты говорят, что реальная ситуация зависит от скорости ухода США от угля, который вытесняют сланцевый газ и ВИЭ. Потребление угля в прошлом году снизилось на 8,6%. При этом выбросы СО2 в США снизились на 1,7%, а экономика выросла на 1,6%. В целом тенденция на снижение потребления угля в стране наблюдется уже 6-8 лет.
Анализируя происходившее на первой сессии переговоров в Бонне, эксперты говорят, что даже еще более консервативная, чем сейчас, делегация США вряд ли сможет замедлить принятие решений в климатических переговорах. С точки зрения участия в международном климатическом процессе, юридически любая страна будет считаться вышедшей только через 4 года после принятия соответствующего решения. Конечно, она может не участвовать де-факто или участвовать, но тормозить или даже блокировать процесс. Но на последних переговорах таких попыток не было.
Также как «знамением» СОР-22 было избрание Трампа, майская сессия в Бонне ознаменовалась избранием нового лидера на родине Парижского соглашения. Главой государства стал Эммануэль Макрон, отчасти известный своими экологически дружественными намерениями.
«Президент США Дональд Трамп не сможет остановить сдвиг в сторону преодоления проблемы изменения климата. Теперь мы знаем, после пяти месяцев деятельности администрации Трампа, ни один человек, даже президент, не может остановить климатическое движение», — сказал недавно бывший вице-президент США Эл Гор.
Это действительно так. Сколь бы сильным ни был лидер страны, процесс уже не остановить. Это и есть один из «эффектов Трампа»: он вызвал консолидацию радеющих о климате сил – бизнес, общественность, политиков, города и регионы.
Источник: https://below2.ru/2017/05/31/trrr/