Руководство по улучшению имиджа угольных компаний.
25 августа 2016 года в Новокузнецке прошел семинар «Взаимодействие угольных компаний с коренными народами: алгоритм действий», организованный ООО «ИнЭкА-консалтинг». Организаторы запретили участникам фото и видеосъемку. В качестве докладчиков и слушателей были приглашены представители угольных компаний, администрации Кемеровской области, коренных малочисленных народов, проживающих на территории Кузбасса, общественных организаций.
В рамках семинара был представлен для обсуждения документ «Руководство для бизнеса по построению социального диалога с коренными малочисленными народами: алгоритм действий» (на примере угольных компаний в Кемеровской области). Данная работа — часть проекта ПРООН «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России».
Документ содержит 87 страниц, и описывает 38 механизмов. По задумке авторов, использовании этих механизмов позволит угольщиками соблюсти нормы международного права, что в свою очередь создаст им положительный имидж в глазах международных кредитных организаций. В документе предлагается заключать договоры и выполнять обязательства перед коренными народами с целью предотвращения конфликтов. Среди прочего признается тот факт, что конфликты с коренными народами приводят к увеличению финансовых рисков. В «пояснительной записке» указано на практику шантажа, применяемую представителями коренных народов по отношению к угольным компаниям. Авторы утверждают, что документ будет дорабатываться.
«Руководством» предлагается на всех этапах создания и ликвидации угольного предприятия информировать представителей коренных народов, выявлять тех из них, чьи интересы будут нарушены, учитывать их мнение и опасения путем «более проработанных проектных решений». При этом не ставится вопрос об отмене решения на добычу при несогласии жителей с будущей деятельностью предприятия. Руководство предусматривает сбор информации о «заинтересованных сторонах», учет мнений, оценку и расчет рисков, связанных с ними, и переход к реализации проекта.
Учитывая то, что руководство носит рекомендательный характер, будущее предприятие может и не информировать «заинтересованные стороны» до покупки лицензии на добычу полезных ископаемых. В таком случае, жители могут быть просто поставлены перед фактом приобретения лицензии на добычу угля в границах лицензионного участка. Как утверждают авторы документа, ссылаясь на законодательство РФ, изменить такой факт уже невозможно. Непонятно, как в этом случае соблюдается принцип «свободного, предварительного и осознанного согласия» (СПОС), который декларируется документом как один из основополагающих, если «обсуждение» происходит уже после принятия решения о разработке месторождения. А ведь за таким решением может стоять уничтожение пастбищ и лесов в границах участка добычи угля.
Представители коренных народов во время докладов и короткой, но эмоциональной дискуссии в конце семинара указывали на следующие недостатки:
1) Нет четкого определения заинтересованных сообществ коренных народов, с которыми будут вести диалог угольные компании, нет критериев отбора тех представителей, которые будут вести диалог;
2) Ставится задача «получения свободного, предварительного и осознанного согласия» с фактом появления угольного разреза, вопрос несогласия вообще не рассматривается. В этом случае авторы ссылаются на существующее законодательство, по которому решение о разработке полезных ископаемых на конкретном участке и в конкретных границах принимается государством. То есть, конфликт запрограммирован уже на этапе выдачи лицензии;
3) Представитель коренных малочисленных народов (шорцев) Валентина Борискина (село Чувашка, Мысковский городской округ) указала на существующий негативный опыт сотрудничества общественных объединений коренных народов с угольными компаниями. Вместо решения актуальных проблем, таких как уничтожение источников питьевой воды, пастбищ, лесов, мест сбора дикоросов, проводятся праздники и на этом сотрудничество заканчивается. Есть большой шанс, что представленное руководство позволит угольщикам продолжать такое «сотрудничество» уже под флагом соблюдения норм ООН и пользоваться юридической неграмотностью шорского населения;
4) Представитель коренных малочисленных народов (шорцев) Александр Арбачаков, принимавший участие в создании «руководства», говорил о том, что многие положения законодательства РФ о правах коренных малочисленных народов не реализованы, тогда как исконная среда обитания является неотделимой частью их культуры. Она их дом.
Всего два представителя угольных компаний выступили перед аудиторией. Заместитель начальника департамента по экологии и землепользованию ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (разрез Бачатский) Татьяна Степченко сожалела, что представители коренных народов просят решить лишь бытовые вопросы, например такие как водоснабжение. Однако, по ее словам, никто не требует возрождать культуру и язык коренных народов, при том что «Кузбассразрезуголь» всегда идет на диалог.
Похожим образом высказался заместитель технического директора по экологии угольной компании ЗАО «Стройсервис» Сергей Малахов – он утверждал, представляемая им компания всегда идет на диалог и старается решить возникающие вопросы, и не отказывается от компенсационных действий. Между тем, именно эта компания ведет угледобычу на разрезе «Березовский Восточный», где от края разреза до жилых домов деревни Матюшино всего около 500 метров.
«Экозащита!» считает, что «Руководство» в существующем виде не может решить задачу сохранения биоразнообразия в Кузбассе. Описанные механизмы не предлагают ничего принципиально нового, кроме, пожалуй, информирования заинтересованных представителей коренных народов на самых ранних этапах проектирования. Само по себе информирование вряд ли предупредит возникновение конфликтов. Когда государство выдает лицензию для работ на территории, которую представители коренных народов считают местом традиционного природопользования – конфликт уже есть. В этой ситуации угольные компании просто будут находить лояльные объединения коренных малочисленных народов для выстраивания «диалога» и получения согласия на разработку, игнорируя критику. Если ничто не заставляет учитывать критику, зачем вообще слушать недовольных?
С нашей точки зрения, «руководство» не поможет предупредить конфликты, однако вполне может помочь угольной промышленности улучшить имидж в глазах международных финансовых организаций.
«Экозащита!» призывает угольные компании соблюдать законодательство, требующее учитывать мнение всех граждан при обсуждении новых разработок. Это не только коренные народы — это все жители, находящиеся в зоне влияния будущего предприятия. И только в этом случае можно говорить о соответствии стандартам ООН в области прав человека и защиты окружающей среды.
Работа угольных компаний не должна ограничиваться нахождением лояльных граждан и заключением с ними договора. В противном случае, что мешает через подставных лиц создать общественную организацию, которая будет соглашаться с любыми идеями промышленности в обмен, скажем, на небольшую финансовую поддержку? В этом случае все требования «руководства» формально будут выполнены.
«Экозащита!» считает «руководство» в его нынешнем виде неприемлемым, оно нуждается в серьезной доработке, включающей ряд принципиальных изменений. В частности, должен быть гарантирован полноценный учет мнения населения, а также разработаны барьеры на пути возможных манипуляций с общественным мнением. В противном случае, в руки угольных компаний будет передан новый инструмент игнорирования прав граждан, да еще и под прикрытием проекта ООН.